Студия дизайна «vOv lab» — Ответы
Люди

История: Анри де Тулуз-Лотрек

Детство

Анри де Тулуз-Лотрек — потомок величайшей родословной. По праву рождения в аристократичной семье которому положено иметь красоту, благородство, в совершенстве владеть искусством охоты и верховой езды. В детстве очень активный и интересующийся миром ребенок, от чего родители в восторге. Вполне обычный мальчик, с одной лишь странностью — родничок не закрывается слишком долго.

В десять лет обнаруживается странная болезнь. Название у нее — наследственное заболевание, суть которой выражается в слабости костей. В 12 лет из-за внезапного головокружения падает с лошади в канаву и ломает правое бедро. Через несколько месяцев подскальзываеться на натертом полу и скатывается по лестнице, ломая левое. Одновременно с этими событиями черты лица претерпевают изменения, нос становится необычайно большим, губы выпячиваются и багровеют.

«Семейное проклятие» — так начинаю называть Анри за спиной, в высокомерной среде. С помощью постоянных физических нагрузок и тренировок он пытается сопротивляться унизительным трансформациям тела. Необычайно развивает руки и торс. Одноклассники описывают его — «Карликом-кузнецом в пенсне». Единственной привлекательной чертой остаются глаза, задорные, интеллектуальные, искрящиеся юмором. Окружение избегает смотреть на него, они попросту не хотят видеть среди своего окружения «карлика-уродца». Они думают, что Анри этого не замечает, но он фиксирует каждый отведенный от его внешности взгляд.

«Моральным уродом можно быть, а вот снаружи уродство —непозволительно. Спина должна быть прямой, ноги длинные, пальцы тонкими, нос с горбинкой, глаза с блеском, чтоб внешность отображала породу высокого происхождения.»

Скейтчи Анри Тулуз-Лотрека, 12 — 16 лет, 1876 — 1880 год
Скейтч Анри Тулуз-Лотрека, 12 — 16 лет, 1876 — 1880 год

Чтобы не сойти с ума, Анри начинает чиркать карандашом по листу бумаги, вкладывая в линии всю свою боль. Оскорбленный внешностью сына отец называет все его работы — мазней, для него лучшим выходом было бы избавиться от такого наследия. Он требует от Анри взять псевдоним, впоследствии художник не будет ставить подписи на своих картинах.

Скейтч Анри Тулуз-Лотрека, 16 лет, 1880 год
Скейтч Анри Тулуз-Лотрека, 16 лет, 1880 год

Школьные тетради исписаны изображениями лошадей, наездников и одноклассников. Не всегда хорошо, но задорно и живо. У него отлично получается передать не внешние особенности, а больше психологический слепок человека. Очень рано начинает дерзить взрослым, учителя отказываются от обучения, указывая на «ядовитый язык» и ранний цинизм. С 16 лет начинает писать маслом.

Париж
В 17 лет переезжает из родительского поместья в Париж. Снимает дешевую квартирку, недалеко от Монмартре. С этого момента никто больше не увидит его трезвым и без кистей.

Автопортрет Анри Тулуз-Лотрека, 20 лет, 1884 год
Автопортрет Анри Тулуз-Лотрека, 20 лет, 1884 год

Он берет уроки у мастеров Рене Пренсто и Бомо, оба учителя не в восторге от характера Анри, еще больше от самобытной манеры письма, напоминающей японскую живопись. Анри постоянно тянет рисовать всякую, на взгляд учителей чернь: танцовщик, фабричных работниц, клоунесс.

Постоянно курсирует между кабаре, проводя в них большую часть свободного времени. Фиксирует на картинах пластику, атмосферу, музыку и настроение происходящего в этих заведениях.

Париж признает в художнике Мастера, что раньше он не мог продать за мелочь, уже вырывают из рук за большие деньги. Его цинизм и уродство начинают возводить в культ, об Анри пишу газеты, ему посвящают песни и пьесы. Пресса периодически поднимает шум о картинах, якобы в них много цинизма самого художника, с примесью ненависти к людям.

Сам Анри считал, что не создал ничего по-настоящему стоящего, чтобы отец смог им гордится. Бросает свои картины где попало, оставляет на улице, отдает проституткам. Пишет только для того, чтобы не сойти с ума.

Всю свою жизнь пишет парижскую богему и парижское дно, что по его же словам — «одно и тоже».
Карлик снаружи, великан внутри

Один из самых дорогих постимпрессионистов. В 2005 году на аукционе «Кристис», пожелавший остаться неизвестным коллекционер заплатил почти 22,5 миллиона долларов за картину под названием «Прачка», которую Анри написал в 23 года.

Картина Анри де Тулуз-Лотрека «Прачка», 1887 год
Картина Анри де Тулуз-Лотрек «Прачка», 1887 год

Нигде не чувствует себя счастливым, заменяя одно кабаре другим. Постоянно делает зарисовки углем или спичкой, буквально на лету хватая и отображая увиденную мельком эмоцию. Вожделение в глазах, увеличение зрачка от возбуждения, мельчайшая деталь не ускользает от его внимания и на следующе утро — готовая работа, едкая, как и задумывалось.

Работает как хирург, с затаенной улыбкой и интересом изучающий свежую опухоль. Анри с вожделением рассматривает признаки увядания, подчеркивает морщины, обманчивое омоложение, набухшие веки, чрезмерное выражение лица и главный козырь художника, прослеживается чуть ли не в каждой картине — разочарованные взгляды.

Анри Тулуз-Лотрека, Мулен Руже, картина — Танец, 1890 год
Анри Тулуз-Лотрек, Мулен Руже, картина — Танец, 1890 год

Натурщица Мари-Клементина, которую все зовут «Уродливая Мэри», одна из первых любовниц Анри. Испытывает огромное сострадание к художнику, но даже он не смог выдержать весь тот поток цинизма и разочарования к жизни, что выливалось из ее порочного рта.

Анри месяцами жил в домах терпимости, борделях и публичных домах. Для него это очень удобно — модели всегда наготове, он же обеспечивает их деньгами, вином и цветами. Женщины разрешают ему быть где он захочет, тайно подглядывать за их работой над клиентами. Потом за общей трапезой он описывает им этих клиентов в таких точных характеристиках и красках, с таким убойным юмором, что девочки визжат от смеха.

Анри Тулуз-Лотрек, картина — Кровать, 1892 год
Анри Тулуз-Лотрек, картина — Кровать, 1892 год

Он умеет хранить тайны, все знаю об этом, называют Анри — «Наш маленький грецкий орешек». Одна из девочек идет и покупает для художника букет фиалок. Слезы, художник хранит иссохший букет многие недели, показывая его друзьям, как будто его вручила сама королева.

Сентиментальный человек, постоянно в работе. Бурно проведенные ночи ему не мешают, рано утром он всегда в своей мастерской. Иногда приходит в вечернем костюме, не желая потом тратить время на переодевания.

Анри Тулуз-Лотрека, картина — Похмелье, 1887 – 1889 года
Анри Тулуз-Лотрек, картина — Похмелье, 1887 – 1889 года

Внимание Анри привлекает постоянная посетительница кабаре «Элизе Монмартр» с огненными волосами и тонким лицом. Девица эта с печальным и животным выражением на лице вскоре станет самой излюбленной моделью художника. «Рыжая Роза» изображена на картине «Прачка» и еще на огромном количестве работ Анри. Кто-то предупреждал его: «Будь осторожен, дорогой, она может сделать тебе такой подарочек, от которого не отделаешься никогда». Художник проигнорировал, именно она наградит его сифилисом, который позже сведет Анри в могилу.

Фотокарточка с Анри Тулуз-Лотреком, дата — неизвестно
Фотокарточка с Анри Тулуз-Лотреком, дата — неизвестно

Отличить падшую женщину от святой не так просто. Выглядят они одинаково: та же печаль и боль в морщинках под глазами, в блеске глаз. Анри де Тулуз-Лотрек рисует своих женщин тотально усталыми и лишенными надежды. Внутри это и не люди, с птичьими лицами, это ангелы. Полупрозрачные печали, изначально, от рождения вычеркнутые из жизни.

Сплошной цирк
Нервный тик поселяется в глазах художника когда ему тридцать. Друзья умоляют его заняться своим здоровьем и прекратить пить. Анри выводят из себя просьбы, его выводит из себя все, что окружает.

В одно воскресение, друг Анри — Жуан, приводит в мастерскую к художнику бывшего короля Сербии Милана. И на вежливый вопрос — «Не являетесь ли вы потомком легендарной фамилии?». Сквозь зубы, стараясь сдержать эмоции Анри отвечает: «В некоторой степени — да, месье. В 1100 мы взяли Иерусалим, потом Константинополь. Вы насколько я знаю только жалкий Обренович?». Милан спешит сменить тему: «Мой сын —король Александр горяче любит вашу живопись». «Какая гадость! У него ужасный вкуc», — отвечает на похвалу художник. Жуан быстро уводит короля, Анри долго не может уняться, выпивает бокал за бокалом.

Лига борьбы за нравственность разворачивают заточенные цензурой копья в сторону художника. Миру нужны правильные и благородные картины, а не эта пошлость и разврат в искусстве. Анри собирает всех критиков на ужин, угощает изысканными блюдами, отменным вином. Когда эта чопорное сообщество, которое борется за самое высокое нажирается в хлам и еле стоит на ногах. Анри с чувствами садиста объявляет: «Друзья, внимание. Долгожданный канкан», и выпускает девочек. Начинается настоящая вакханалия. Долгое время газеты буду писать об этой бесстыжей выходки, веселя затейника.

Адекватность все больше изменяет художнику. Постоянный круговорот работа—алкоголь—проститутки—алкоголь—работа растворяют прежнего веселого карлика и не оставляют ничего связанного с ним. Однажды встретивДега и от его восхищенной похвалы чуть ли не бьет ему морду, смешно подпрыгивая, примерно до пояса. Дикий карлик избил Дега, смех и грех.

Афиша, работа Анри де Тулуз-Лотрека
Афиша, работа Анри де Тулуз-Лотрека

Походка все больше тяжелая и шаркающая. Речь становиться прерывистой и неразборчивой. Взгляд мутный и потухший. Он ходит, опираясь на стены. Постоянно оглядываясь по сторонам, все вокруг хотят обидеть малыша. Спит с револьвером рядом. Врагов так много, они хотят сделать плохо.

В приступе белой горячке Анри поливает керосином свою мастерскую, но чиркнуть спичкой ему не удасться, от внутреннего напряжения он теряет сознание и засыпает с коробком спичек в руках. Друзья приходят в ужас, обнаружив его в луже керосина. Приставляют человека, чтобы тот следил за безумцем. Анри будет везде представлять его, как: «Комиссара полиции, с которым они по ночам устраивают облавы на крыс».

Анри де Тулуз-Лотрек, работа 1899 года
Анри де Тулуз-Лотрек, работа 1899 года

В начал 1899 года заказчики шокированы тем, что выходит из под кистей художника. Змеи обвивают тела натурщиц, собака с очками на морде, трубкой в заднице и шпорами на лапах, отказываются от работы с сумасшедшим. Через столетия эта афиша будет продана за миллионы.

Родные отправляют его на неопределенный срок в закрытую лечебницу. Стены и решетки, замкнутость, дезориентация. Анри не понимает что с ним и где он, мечется в бессознательном состоянии по камере, сильно ударяется головой. Просыпается с единственной мыслью, что надо рисовать. Убедив себя — если докажет всем, что он талантливый художник, его выпустят, ведь они не посмеют держать взаперти талант. Стены палаты завещаны рисунками и набросками, основная тематика — цирк.

Анри де Тулуз-Лотрек, последняя работа, не завершенная
Анри де Тулуз-Лотрек, последняя работа, не завершенная

В августе Анри настигает инсульт. Поначалу он скует половину тела, но дальше и все остальное. Он не может самостоятельно даже есть. Сидя перед своей последней, незаконченной работой — портретом адмирала Вио, смотрит на нее и у него текут слезы, потому-что не может закончить работу.

В 1901 году в возрасте 36 лет Анри перевозят в семейное поместье — замок Мальроме, под Бодро. Художник уже почти потерял зрение. «Старый ублюдок» — последние слова, обращенные к отцу, который ждал смерти сына, достав стельки из туфель и хлопая мух на кровати умирающего.

Фотокарточка с Анри де Тулуз-Лотреком, дата — неизвестно
Фотокарточка с Анри де Тулуз-Лотреком, дата — неизвестно

На похоронах отец Анри, думающий, что карета с гробом едет слишком медленно, подстегнет лошадей. Пришедшие простится вынуждены будут бежать. «Старый ублюдок» превратит уход художника в тот самый цирк.

конец.