Студия дизайна «vOv lab» — Ответы
Теории

Синдром «Стендаля»

Расстройство, связанное с высоким переживанием от близости к высоко-духовному или высоко-культурному объекту. Человек попадает под влияние воздействующего персонально на него фактора и становиться чуть неадекватно.

Название
Многие симптомы или эффекты несут чьи-то фамилии, например: Эффект Манделы, Эффект Стрейзанд, Кот Шредингера, ставшая классикой — Пирамида Маслоу. Этот тоже не обошел укоренившиеся традиции и название Синдром Стендаля получил в честь писателя — Стендаля. В книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» он описывает свои ощущения от Флоренции, посетив ее в 1817 году

Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…
Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей.

Стендаль, отрывок из книги «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио»

Появление
Первой, кто обратил на симптом внимание, стала Грациэлла Магерини, описав его в книге — «Синдром Стендаля» (Sindrome di Stendhal) в 1989 году. Грациэлла психотерапевт и писатель, президент ассоциации «Искусство и психология».

Книга основана на наблюдениях Грациэллы за туристами, практикуя во Флоренции и имея возможность часто посещать музеи. За 10 лет. проанализировав более 100 случаев, когда у туриста возникало необъяснимое острое расстройство психики. Были случаи, когда требовалась госпитализация и присмотр, после встречи с культурным наследием города.

Проявление
Вполне разумный и скромный человек может быть подвержен синдрому Стендаля. Человеком может овладеть эйфория, блаженно ходить и восхищаться окружающим или носиться с воплями, привлекая к себе излишнее внимание. Под воздействием временного помешательства были совершенны некоторые акты вандализма.

Пример
В 1956 году на знаменитую картину Да Винчи — Мона Лиза, напали в Лувре. Виллегас метнул в нее камень, тогда картина еще не находилась под пуленепробиваемым стеклом, а висела в свободном доступе.
Чуть позже одна женщина облила ее жидкостью, после чего было принято решение музея — шедевр под стекло.

Классификация
Грациэлла дала тезисные определения.

Предвкушение

  • Высокое предвкушение и ожидание отпуска;
  • Индивидуальный характер путешествия;
  • Встреча с великим произведением искусства, о котором человек множество раз слышал из различных источников информации;
  • Склонность человека к эмоциям, подвижная психика, повышенная эмоциональное состояние.

Чаще подвержены

  • Женщины, статистика тут в сторону мужчин;
  • Люди в возрасте от 25 до 40 лет;
  • Не имеющие близких людей.

Иммунитет

  • Тотальную защиту имеют туристы из Азии и Северной Америки, они не связанны с европейской культурой;
  • Итальянские туристы из севера или юга, так же не склонны к влиянию от картин или святых надгробий, для каждого из них это привычно.

Резюмируем
В основном синдром Стенделя замечен во Флоренции, надзор осуществлялся над пятьюдесятью музеями города. Посетитель внезапно оказывался под влиянием высоких эмоций, считывая разговор с художником или наполнением. Человек переживает очень яркий эмоциональный всплеск, охранников во Флоренции стали обучать, как вести себя с жертвами данного синдрома.

Сегодня синдром Стенделя перешел от небольшого городка в Италии на масштабный уровень. Места внимания людей переходит от религии и культуры в пространство медиа.

конец.