Теории

Эффект сотой обезьяны

О данном явлении часто рассказывают при застольных беседах
и в разговорах. Рассмотрим две интерпретации и подведем итог.


Откуда растут ноги?
Теория описана Кеном Кейсом в книге «Сотая обезьяна» и Лайэллом Ватсоном в «Жизнепоток: биология бессознательного», в обеих публикация описываются данные научно- исследовательского эксперимента в Японии.

На острове Косима обитала колония диких обезьян, ученые наблюдали за ней и подкармливали бататом, разбрасывая его на пляжах. Обезьяны полюбили батат, но песок мешал им употреблять его в пишу. В начале они счищали его лапами, но мелкие частицы все равно попадали в рот и вызывал неприятные ощущения. В один момент самка с именем Имо обнаружила, что вымыв батат в воде она решает проблему песка. Имо показала этот способ своей матери, та другим особям женского пола. В период с 1953 года по 1958 все молодые особи перед употреблением батата начали промывать его, избавляясь от песка. Взрослые особи учились от своего потомства и постепенно колония внедрила мойку в стаю. Взрослые самцы были староверами и продолжали грызть батат с песком, игнорируя общее открытие.

Осенью 1958 года произошло событие, на которое ссылаются исследователи: как только количество обезьян, мывших батат достигло ста особей, случился скачок. Все обезьяны в колонии этого острова стали промывать батат перед употреблением. Создалось общее впечатление, что именно сотая особь привела к прорыву общества. Привычка мыть батат перед едой распространилась через море. Колонии обезьян на приближенных островах и на горе Такасакияма тоже начали мыть батат, без всякой внешней причины для этого.
Обратимся к первоисточнику
Описание наблюдения исследователями в журнале Primates:
В окружности четырех километров острова Косима обитало семейство диких обезьян макак.

В 1950 году исследователи из экспериментального отделение Токийского университета давали в качестве корма сладкий картофель — батат. К 1952 году они добились пристрастия обезьян к батату, к тому времени на острове обитало 20 особей. Обезьяны счищали грязь лапами и ели, вплоть до 1953 года, пока полуторагодовалая самка не начала мыть батат от грязи в реке. К 1959 году 15 из 19 молодых и 2 из 11 взрослых особей промывали плод. К январю 1962 года все обезьяны в колонии острова, за исключением особей родившихся до 1950 года, привычно мыли батат перед едой. В других колониях не замечено массовое мытье батата, за редкими исключениями. Освоение мытья происходило естественным способом, как это делает и человек, через наблюдение и повторение.

Иными словами, никакой бесконтактной передачи полученных навыков замечено не было, особи которые обучились мытью, сделали это вполне естественно. Появление Имо в одной
колонии и последующее появление в других, процессы не зависящие друг от друга.

В 80-х годах Элейн Майерс погрузилась в оригиналы публикаций ученых и пришла к выводу, что «эффект сотой обезьяны» это фантазия, в которую приятно верить. Сам Ватсон говорил, что ни с кем из японских исследователей он не контактировал, а его книгу следует воспринимать как красивую метафору. Тем не менее, до наших дней эта история продолжает активно цитироваться и освещаться.
Еще