Люди

Амадео Модильяни: Темпераментный гений

24 ноября 1864 года родился художник-мастер, создавший за выделенные ему двадцать лет работы огромное количество картин, зарисовок, гравюр, плакатов и рисунков.

Детство

Анри де Тулуз-Лотрек — потомок величайшей родословной. По праву рождения в аристократичной семье которому положено иметь красоту, благородство, в совершенстве владеть искусством охоты и верховой езды. В детстве очень активный и интересующийся миром ребенок, от чего родители в восторге. Вполне обычный мальчик, с одной лишь странностью — родничок не закрывается слишком долго.

В десять лет обнаруживается странная болезнь. Название у нее — наследственное заболевание, суть которой выражается в слабости костей. В 12 лет из-за внезапного головокружения падает с лошади в канаву и ломает правое бедро. Через несколько месяцев подскальзываеться на натертом полу и скатывается по лестнице, ломая левое. Одновременно с этими событиями черты лица претерпевают изменения, нос становится необычайно большим, губы выпячиваются и багровеют.

«Семейное проклятие» — так начинаю называть Анри за спиной, в высокомерной среде. С помощью постоянных физических нагрузок и тренировок он пытается сопротивляться унизительным трансформациям тела. Необычайно развивает руки и торс. Одноклассники описывают его — «Карликом-кузнецом в пенсне». Единственной привлекательной чертой остаются глаза, задорные, интеллектуальные, искрящиеся юмором. Окружение избегает смотреть на него, они попросту не хотят видеть среди своего окружения «карлика-уродца». Они думают, что Анри этого не замечает, но он фиксирует каждый отведенный от его внешности взгляд.
«Моральным уродом можно быть, а вот снаружи уродство — непозволительно. Спина должна быть прямой, ноги длинные, пальцы тонкими, нос с горбинкой, глаза с блеском, чтоб внешность отображала породу высокого происхождения.»

Чтобы не сойти с ума, Анри начинает чиркать карандашом по листу бумаги, вкладывая в линии всю свою боль. Оскорбленный внешностью сына отец называет все его работы — мазней, для него лучшим выходом было бы избавиться от такого наследия. Он требует от Анри взять псевдоним, впоследствии художник не будет ставить подписи на своих картинах.

Школьные тетради исписаны изображениями лошадей, наездников и одноклассников. Не всегда хорошо, но задорно и живо. У него отлично получается передать не внешние особенности, а больше психологический слепок человека. Очень рано начинает дерзить взрослым, учителя отказываются от обучения, указывая на «ядовитый язык» и ранний цинизм. С 16 лет начинает писать маслом.

Париж

В 17 лет переезжает из родительского поместья в Париж. Снимает дешевую квартирку, недалеко от Монмартре. С этого момента никто больше не увидит его трезвым и без кистей.

Он берет уроки у мастеров Рене Пренсто и Бомо, оба учителя не в восторге от характера Анри, еще больше от самобытной манеры письма, напоминающей японскую живопись. Анри постоянно тянет рисовать всякую, на взгляд учителей чернь: танцовщик, фабричных работниц, клоунесс.

Постоянно курсирует между кабаре, проводя в них большую часть свободного времени. Фиксирует на картинах пластику, атмосферу, музыку и настроение происходящего в этих заведениях.

Париж признает в художнике Мастера, что раньше он не мог продать за мелочь, уже вырывают из рук за большие деньги. Его цинизм и уродство начинают возводить в культ, об Анри пишу газеты, ему посвящают песни и пьесы. Пресса периодически поднимает шум о картинах, якобы в них много цинизма самого художника, с примесью ненависти к людям.

Сам Анри считал, что не создал ничего по-настоящему стоящего, чтобы отец смог им гордится. Бросает свои картины где попало, оставляет на улице, отдает проституткам. Пишет только для того, чтобы не сойти с ума.

Всю свою жизнь пишет парижскую богему и парижское дно, что по его же словам — «одно и тоже».

Карлик снаружи, великан внутри

Один из самых дорогих постимпрессионистов. В 2005 году на аукционе «Кристис», пожелавший остаться неизвестным коллекционер заплатил почти 22,5 миллиона долларов за картину под названием «Прачка», которую Анри написал в 23 года.

Нигде не чувствует себя счастливым, заменяя одно кабаре другим. Постоянно делает зарисовки углем или спичкой, буквально на лету хватая и отображая увиденную мельком эмоцию. Вожделение в глазах, увеличение зрачка от возбуждения, мельчайшая деталь не ускользает от его внимания и на следующе утро — готовая работа, едкая, как и задумывалось.

Работает как хирург, с затаенной улыбкой и интересом изучающий свежую опухоль. Анри с вожделением рассматривает признаки увядания, подчеркивает морщины, обманчивое омоложение, набухшие веки, чрезмерное выражение лица и главный козырь художника, прослеживается чуть ли не в каждой картине — разочарованные взгляды.

Натурщица Мари-Клементина, которую все зовут «Уродливая Мэри», одна из первых любовниц Анри. Испытывает огромное сострадание к художнику, но даже он не смог выдержать весь тот поток цинизма и разочарования к жизни, что выливалось из ее порочного рта.

Анри месяцами жил в домах терпимости, борделях и публичных домах. Для него это очень удобно — модели всегда наготове, он же обеспечивает их деньгами, вином и цветами. Женщины разрешают ему быть где он захочет, тайно подглядывать за их работой над клиентами. Потом за общей трапезой он описывает им этих клиентов в таких точных характеристиках и красках, с таким убойным юмором, что девочки визжат от смеха.

Он умеет хранить тайны, все знаю об этом, называют Анри — «Наш маленький грецкий орешек». Одна из девочек идет и покупает для художника букет фиалок. Слезы, художник хранит иссохший букет многие недели, показывая его друзьям, как будто его вручила сама королева.

Сентиментальный человек, постоянно в работе. Бурно проведенные ночи ему не мешают, рано утром он всегда в своей мастерской. Иногда приходит в вечернем костюме, не желая потом тратить время на переодевания.

Внимание Анри привлекает постоянная посетительница кабаре «Элизе Монмартр» с огненными волосами и тонким лицом. Девица эта с печальным и животным выражением на лице вскоре станет самой излюбленной моделью художника. «Рыжая Роза» изображена на картине «Прачка» и еще на огромном количестве работ Анри. Кто-то предупреждал его: «Будь осторожен, дорогой, она может сделать тебе такой подарочек, от которого не отделаешься никогда». Художник проигнорировал, именно она наградит его сифилисом, который позже сведет Анри в могилу.

Отличить падшую женщину от святой не так просто. Выглядят они одинаково: та же печаль и боль в морщинках под глазами, в блеске глаз. Анри де Тулуз-Лотрек рисует своих женщин тотально усталыми и лишенными надежды. Внутри это и не люди, с птичьими лицами, это ангелы. Полупрозрачные печали, изначально, от рождения вычеркнутые из жизни.

Сплошной цирк

Нервный тик поселяется в глазах художника когда ему тридцать. Друзья умоляют его заняться своим здоровьем и прекратить пить. Анри выводят из себя просьбы, его выводит из себя все, что окружает.

В одно воскресение, друг Анри — Жуан, приводит в мастерскую к художнику бывшего короля Сербии Милана. И на вежливый вопрос — «Не являетесь ли вы потомком легендарной фамилии?». Сквозь зубы, стараясь сдержать эмоции Анри отвечает: «В некоторой степени — да, месье. В 1100 мы взяли Иерусалим, потом Константинополь. Вы насколько я знаю только жалкий Обренович?». Милан спешит сменить тему: «Мой сын —король Александр горяче любит вашу живопись». «Какая гадость! У него ужасный вкуc», — отвечает на похвалу художник. Жуан быстро уводит короля, Анри долго не может уняться, выпивает бокал за бокалом.

Лига борьбы за нравственность разворачивают заточенные цензурой копья в сторону художника. Миру нужны правильные и благородные картины, а не эта пошлость и разврат в искусстве. Анри собирает всех критиков на ужин, угощает изысканными блюдами, отменным вином. Когда эта чопорное сообщество, которое борется за самое высокое нажирается в хлам и еле стоит на ногах. Анри с чувствами садиста объявляет: «Друзья, внимание. Долгожданный канкан», и выпускает девочек. Начинается настоящая вакханалия. Долгое время газеты буду писать об этой бесстыжей выходки, веселя затейника.

Адекватность все больше изменяет художнику. Постоянный круговорот работа — алкоголь — проститутки —алкоголь — работа растворяют прежнего веселого карлика и не оставляют ничего связанного с ним. Однажды встретив Дега и от его восхищенной похвалы чуть ли не бьет ему морду, смешно подпрыгивая, примерно до пояса. Дикий карлик избил Дега, смех и грех.

Походка все больше тяжелая и шаркающая. Речь становиться прерывистой и неразборчивой. Взгляд мутный и потухший. Он ходит, опираясь на стены. Постоянно оглядываясь по сторонам, все вокруг хотят обидеть малыша. Спит с револьвером рядом. Врагов так много, они хотят сделать плохо.

В приступе белой горячке Анри поливает керосином свою мастерскую, но чиркнуть спичкой ему не удасться, от внутреннего напряжения он теряет сознание и засыпает с коробком спичек в руках. Друзья приходят в ужас, обнаружив его в луже керосина. Приставляют человека, чтобы тот следил за безумцем. Анри будет везде представлять его, как: «Комиссара полиции, с которым они по ночам устраивают облавы на крыс».

В начал 1899 года заказчики шокированы тем, что выходит из под кистей художника. Змеи обвивают тела натурщиц, собака с очками на морде, трубкой в заднице и шпорами на лапах, отказываются от работы с сумасшедшим. Через столетия эта афиша будет продана за миллионы.

Родные отправляют его на неопределенный срок в закрытую лечебницу. Стены и решетки, замкнутость, дезориентация. Анри не понимает что с ним и где он, мечется в бессознательном состоянии по камере, сильно ударяется головой. Просыпается с единственной мыслью, что надо рисовать. Убедив себя — если докажет всем, что он талантливый художник, его выпустят, ведь они не посмеют держать взаперти талант. Стены палаты завещаны рисунками и набросками, основная тематика — цирк.

В августе Анри настигает инсульт. Поначалу он скует половину тела, но дальше и все остальное. Он не может самостоятельно даже есть. Сидя перед своей последней, незаконченной работой — портретом адмирала Вио, смотрит на нее и у него текут слезы, потому-что не может закончить работу.

В 1901 году в возрасте 36 лет Анри перевозят в семейное поместье — замок Мальроме, под Бодро. Художник уже почти потерял зрение. «Старый ублюдок» — последние слова, обращенные к отцу, который ждал смерти сына, достав стельки из туфель и хлопая мух на кровати умирающего.

На похоронах отец Анри, думающий, что карета с гробом едет слишком медленно, подстегнет лошадей. Пришедшие простится вынуждены будут бежать. «Старый ублюдок» превратит уход художника в тот самый цирк.
конец.
Еще
Для подписки на новости