Можно с уверенностью сказать, что никто за столетия не решил загадку ее создателя, картина словно Сфинкс, не задающий вопросов, хранит секрет в своем многовековом молчании.
Великий психоаналитик Зигмунд Фрейд, рассуждал о картине так: никогда ранее смертный мастер не выражал непостижимость женственности так сильно и так точно, нежность и скотство, скромность и неутолимое сладострастие, великая тайна сердца, ежесекундно осознающая себя, оставляя другим лишь созерцать блеск ее непостижимости.
Мужчины такие романтики, такие поэты. Их хлебом не корми, а дай напридумывать образы вокруг женщин, и начать рядить их во всякие запутанные и сшитые тайнами концепции. И все это, только ради того, чтобы сладострастно и медленно раздевать их, петелька за петелькой, узелок за узелком, высвобождая от пуд, придуманных ими самими загадок.
Я думаю, загадка картины проще, и связана она с привязкой к изображенной личности ее создателя. Привязанность эту, трудно назвать любовью, тем не менее, что это за творение, если мастер сам не способен в него влюбиться.
Главным вопросом картины является лишь один — почему Да Винчи затягивал работу над ней так долго?
Современные исследователи утверждают, что в картине присутствуют два золотых треугольника, образуя единую пентаграмму, на которой держится композиционное построение загадки.
Если вы всмотритесь, то увидите два других, совершенно разных лица. Левая часть — застывшая и мертвая. Правая — подвижная и живая.
По версии исследователей XX века на картине изображено лицо богоматери, матери Иисусу Христа, изображенной в момент вести о воскрешении сына, которая не до конца верит услышанному. Импульсивно она пытается ощутить кончиками своих пальцев зараждающее биение сердца в неподвижной руке. Только таким образом, по мнению авторов этой гипотезы, объясняется мышечная припухлость на руке, между большим и указательным пальцем.