Она слишком долго смотрит на этот рисунок и по движениям ее зрачка Гойя понимает — узнала. Глупая старая мартышка на рисунке — это она. Королева поднимает глаза на художника, долго смотрит. Перед ней стоит тот, кого она возвысила, сделала первым живописцем, дала все, что только мог желать художник. Ей достаточно отклонить подарок, а все остальное довершит инквизиция. Двор замер в ожидании реакции.
Мария-Луиза расплывается в улыбке, рука грозит пальцев в сторону Гойи и произносит, — «Ну и удружили вы Матушке Герцогине Неаполитанской. Ой, не поблагодарит она за эту мерзкую старуху перед зеркалом». Двор аплодирует. «Хорошие рисунки, дикие, но хорошие. Дурак тот, кто глядит в зеркало, клянет само зеркало», — собирая офорты в папку произносит Королева. «Мы принимаем ваш дар, и более того, позаботимся о том, чтобы рисунки нашли широкое распространение как у нас в Королевстве, так и за его пределами», — завершает Мария-Луиза.
Напряжение в стране растет день ото дня. Карл IV не дальновидный король, которым всю жизнь помыкает Мария-Луиза с ее фаворитом Мануэлем Годой, который с 1792 года является Главой правительства.
В 1808 году в стране вспыхивает восстание. Карл малодушно отрекается от престола, на пару недель восходит его сын —
Фердинанд VII и в страну под видом освободительной миссии входят французские солдаты, в которых большинство испанцев видят освободителей.
Ночь со 2 на 3 мая 1808 года. Мадрид спит. В город вошли драгуны
Мюрата. Говорят картины, на которых позже изобразил Гойя ту ночь — вершина творчества художника.