Люди

Микеланджело Караваджо

Картина жизни художника может написана ни как иначе, кроме как: крикливыми, хаотичными и яркими мазками. Размеренная и гладкая интерпретация биография Караваджо ну ни как не собирается. История его жизни — это история постоянного конфликта, балансировка между представителями сильнейших мира сего и низменного социального дна.

Происхождение Микеланджело тривиально, отец — архитектор, мать — дочь богатого землевладельца. Они живут в тихом городке Караваджо с похожими друг на друга домами, стоящим на равнине, окруженный виноградными рощами.

В 1576 году во время разгула чумы отец и дед умирают, мать с детьми вынуждена переехать в Милан. В этот момент Микеланджело попадает случайным образом в мастерскую художника. Живопись, говоря словами искусствоведов — завораживает его. Караваджо с головой окунается в пьянящую атмосферу жизни в столице. Именно здесь, отмечают биографы произошел странный факт: еще не став художником, видимо благодаря миловидной внешности Караваджо обзаводиться щедрыми покровителями, один из которых — герцог Колонна.

С 1580 года жизнь Караваджо омрачается аморальными слухами и скандалами, периодическими тюремными заключениями, которые не закончатся до самой смерти художника.

В середин марта 1588 года со своим учителем Петерцано они едут в Венецию. Город еще не пришел в себя, после только что прошедшего карнавала, на котором все скрывали пьяные рожи под маской и творили массу глупостей. Остановились они в доме при Соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где покоиться прах легендарного Тициана, чьим учеником являлся Петерцано.

Гуляя по узким улочкам Венеции Караваджо не перестает восхищаться магическим притяжением «лазурного града». Город принуждает забыть его обо всем, погружая все глубже и глубже, говоря словами философа Бахтина, — «В амбивалентную венецианскую атмосферу, что затягивает словно трясина, цепко удерживая своих гостей в крепких объятиях, а если повезет поцелуев».

С натуры...

Цепкая художническая интуиция Караваджо клюет на мимолетный взмах ресниц одной юной монахини по имени Лючия. С одобрения приора, которому идея художника запечатлеть в века юную сиделку приходиться по душе, Караваджо приступает к работе, с трудом упросив девушку снять белую косынку и распустить волосы. Понемногу девушка свыкается с непривычной ролью натурщицы и терпеливо сидит, боясь даже пошевелиться. Работа продвигается медленно, Караваджо постоянно исправляет написанное, воображение юного художника проникает все дальше под покровы одеяния. Постепенно желаемое превращается в действительное и художнику удается уговорить Лючию обнажить еще и плечо, что вызывает на ее лице полную соблазна улыбку.

Дверь внезапно распахивается. На пороге стоит молодой, коренастый, увешанный всеми видами современного оружия парень, чье выражение лица не сулит ничего доброго. Едва увидев его Лучия вскакивает и мигом выбегает из комнаты, прикрывая обнаженное плечо рукой. Это был Рануччо Томассони, один из пяти братьев прекрасной монахини и один из самых кровожадных членов мафии. Пригрозив местью за поруганную честь сестры взбешенный Томассони выхватывает нож и наносит по холсту удар за ударом. В комнату вбегают крепкие братья-августинцы, скручивают Рануччо, и выдворяют вон незваного гостя. С того дня бедная Лучия исчезнет из жизни Караваджо навсегда, а может и из жизни вовсе.
Художник дописывает картину за счет своего точного фотографического воображения, еще долго ощущая терпкий ароматный запах полевых цветов исходивший от волос юной монахини, из глаз которой Караваджо уже успел отпить.

О судьбе первого портрета художника к сожалению ничего неизвестно.

Первый натюрморт

Осенью 1594 года Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается на его виллу, где встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези.

Терзаемый перфекционизмом к избыточному совершенству Караваджо пытается поступить в Академию Святого Луки, в приеме художнику откажут. Президент академии Федерико Цуккаро считает, что эффект его живописи — следствие экстравагантного и невратичного характера, а успехом картины обязаны лишь своей попсовостью, которую высоко ценят богатые покровители с пошлым вкусом.

В 1596 году Караваджо пишет первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами». До этого момента цветы и фрукты были лишь неодушевленными, фоновыми предметами на портретах. Караваджо показал неодушевленные предметы самодостаточными.

Лютнист

Современники запомнят Караваджо, как человека неотесанного, с грубыми манерами, обитающего где придется, дурно пахнущего и отталкивающего, более чем непредсказуемого.

С отточенным за годы мастерством Караваджо переносит фрукты, цветы, лютню, скрипку, ноты и самого юношу на холст, создавая осязаемую вещественность, светотенью вылепливая лицо и фигуру, подчеркивая насыщенность выступающих вперед светлых тонов, высвечивая предметность и вожделенность представляемого.

Вакх

Классическому маньеризму и барокко Караваджо противопоставляет простоту и сгущенную материализацию естественность повседневности.

Своего «Вакха» Караваджо пишет непривычным стилем, приятным и дурно пахнущим, амбивалентным, вызывающим противоречивые эмоции.

Тщательно прописывает отталкивающие детали, например: густой слой грязи под ногтями. Живописцы утверждают, что Караваджо изображал натурализм, создавая свой собственный живописный язык, чтобы указать на духовную слабость человека перед ликом божьим. По их мнению: художник сознательно спорил с мастерами Возрождения, стремящимися через общение с богом показать силу, красоты и величие человеческого духа.

Религиозный мотив

В религиозных сюжетах Караваджо не боялся своей фирменной, жизненной мясистости, предавая небожителям черты схожими с простонародьем. Художник находит героев для своих картин среди рыбаков, ремесленников и солдат, людей цельных, не рафинированных.

В 1605 году папа Павел V заказывает образ Девы Марии для собора святого Петра. Несмотря на предостережения друзей Караваджо приглашает позировать проститутку Элен. Караваджо утверждал, что в глазах шлюх больше раскаяния.

Преданность художника реализму иногда зашкаливала.

Согласно легенде в отведенное под мастерскую помещение Караваджо приказал принести только что вырытое из могилы тело недавно убитого человека. Двое нанятых натурщиков отказываются держать в руках уже начавшийся разлагаться труп. Караваджо выхватывает кинжал и силой принуждает их подчиниться воле художника.

Схожая история приписывается и Микеланджело Буонарроти.

Влияние Джордано Бруно

После смерти художника не будет найдено ни одного эскиза или наброска. Караваджо создавал свои полотна со сложными фигурными композициями буквально одним росчерком, каждый раз проникаясь атмосферой мгновения.

После очередной драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит встреча с Джордано Бруно.

Проведя с Бруно три дня в дискуссиях, Караваджо выразит свои эмоции от гибели Великого мыслителя посредством полотна «Мученичество апостола Матфея». Параллель легко можно провести между сюжетом картины и сожженным заживо на «площади цветов» в Риме Бруно. Огромная фигура накаченного, лишенного какой либо возможности к образному мышлению убийцы обозначает....'ваши мысли, образы, связи'.
Ты победил — злодейка пала, И на щите Медузы лик. Такого живопись не знала, Чтоб на холсте был слышен крик.

Джамбаттиста Мариноа о «Медузе»

До сих пор многие считают, что на картине «Медуза», написанной для коллекции семьи Медичи Караваджо запечатлел самого себя, вывернув рот в жутком предсмертном оре.

Бегство

Биографы Караваджо утверждают, что основным новаторством художника является: демоническое и ошеломительное мастерство светотени.

Раньше персонажи картины были залиты ровным светом, словно подсвеченные прожекторами на сцене. Теперь же выступают из драматического полумрака и это кажется вульгарным для вкуса воспитанных на классических примерах художников. Многие коллеги по цеху ревнуют, злятся, но все без исключения начинают со временем подражать.

Осенью 1591 года в пылу одной из драк во время игры в мяч или карточной игры Караваджо омраченный приливом крови к голове набрасывается на оппоненты и разбивает голову камнем, совершив тем самым убийство. Художника тут же объявляют вне закона и его может отныне убить любой встречный человек и даже получить вознаграждение. Караваджо вынужден бежать в Венецию, затем в Рим.

Его скрывают, он живет на съемных квартирах.

В канун Рождества 1599 года через подставных лиц демонстрирует набожной публике своего «Призвание апостола Матфея». Снова усадив будущего апостола в трактире за столом со всяким сбродом: шулерами и выпивохами, разодетыми по последней моде в береты и перья, рубахи с пышными рукавами, короткие штаны и в чулках. Современны моралисты картину жестко критикуют.

Интересный факт, но обнаженной женской плоти в картинах Караваджо почти нет, а вот красивых полуобнаженных юношей полно. Этот факт подтверждает массу слухов о действительном предмете чувств художника. Любые намеки и доказательства отсутствуют, неутомимая инквизиция того времени умела тщательно заметать следы.

Оставшуюся часть жизни Караваджо вынужден скитаться по Италии, основную часть жизнеописания биографы вынуждены черпать из полицейских протоколов. Снова обезображенный измененным сознанием Караваджо хамит могущественному меценату, тот подсылает к художнику наемных убийств, в итоге Караваджо вынужден снова бежать, скрываясь не только от власти, но и от наемников. Ночуя в грязных каморках он подхватывает неизвестную современникам инфекцию. В результате очередного нападения лицо Караваджо уродуют глубокими шрамами.

Чтобы вызвать жалость в сердце оскорбленного мецената Караваджо пишет картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя», изображая в голове на блюде свою собственную. Вместо того, чтобы поставить автограф в правом нижнем углу картины, Караваджо ставит подпись в центре, в луже крови.

Последние четыре года

Все четыре последних года своей жизни Караваджо будет пытаться изменить смертный приговор. Тени на картинах сгущаются больше, контуры теряют отчетливость. Караваджо пишет уже не балуясь, без хулиганства, подобно ювелиру расставляя акценты с отчаянием приговоренного к смерти, что всеми силами старается заслужить прощение.

В предчувствии скоро конца Караваджо пишет свой самый знаменитый автопортрет с собственной головой Голиафа в руках Давида, жест раскаяния для римских властей.

В июле 1610 года Караваджо получает извещение от кардинала Гонзага о помиловании с разрешением вернуться в Рим. Художник нанимает корабль и отправляться из Неаполя. Внутри распускается надежда о скором возвращении домой. Корабль пришвартовывается, обессиленный Караваджо бредет по берегу в сторону места, где должны официально огласить помилование и доставить работы. Окончательно потеряв силы теряет сознание, падает на песок, в этот момент сверху знаменитого художника должен был встретить гонец на карете, но из-за слепящих лучей заходящего солнца гонец не видит лежащего у воды в плаще человека, похожего издали на прибившуюся к берегу корягу.

От чего умер Караваджо ведутся споры до сих пор. По одной версии его нагнали наемники, может догнала лихорадка или добил сифилис, а может и солнечный удар. Похоронят тело в могиле на двести человек, а когда станут искать останки, то выберут скелет в содержании которого будет больше свинца. Так возникла еще одна причина смерти — профессиональное отравление.

Он всегда писал себя, в образах, в цветах и фруктах, чья красота должна быть подвержена столь прелестному увиданию, разложению, последующему гниению до появления колоритных ароматов плесени.
конец.
Еще
Для подписки на новости